Новые лидеры
Практики смелости и уязвимости
Резюме
В сегодняшней, быстро меняющейся деловой среде быстрое выявление новых возможностей и оперативное принятие мер по их использованию больше не является уделом руководителей верхнего уровня. Как отметил в своей книге лауреат Пулитцеровской премии Томас Фридман, мир стал плоским. Уже не только компании, но и каждый человек конкурирует сегодня в глобальной экономике. Для компаний это значит, что руководитель любого уровня должен обладать необходимыми знаниями и навыками для эффективного управления организационными изменениями. Компетенции руководителя в условиях изменений при этом рассматриваются нами в трех измерениях:
  • во-первых, персональное развитие требуемых компетенций,
  • во-вторых, учет этих компетенций при найме и ротации сотрудников,
  • в-третьих, культивация этих умений в своей командной культуре.
В современном бизнес-образовании сложились несколько подходов к определению характеристик и компетенций руководителей в условиях изменений. Наиболее часто упоминаются такие как, низкий уровень тревожности, эмоциональная стабильность, ориентация на действие, уверенность, способность к оправданному риску, открытость новому, влияние, критическое мышление и другие. Представленная программа направлена на освоение участниками персональных инструментов работы в условиях изменений, эффективному внедрению перемен и поддержанию их реализации в рамках направлений своей деятельности, а также, формированию у участников обучения базы возможных действий для типовых ситуаций при проведении организационных изменений.
В результате обучения участники:
  • Научаться анализировать собственную ответственность в процессе управления изменениями;
  • Познакомятся с интегральной моделью компетенций руководителя в условиях организационных изменений;
  • Проработают различные управленческие роли и амплуа в процессе изменений;
  • Научаться адекватно оценивать индивидуальные ресурсы, планировать и развивать компетенции, необходимые для проведения изменений;
  • Выработают навыки управления эмоциональными реакциями и собственным состоянием в условиях перемен.
Особенности обучающих мероприятий
Каждое обучающее мероприятие построено с учетом особенностей обучения взрослой аудитории, предусматривает теоретическую и практическую части, базирующиеся на цикле обучения взрослых Д. Колба.

В теоретической части используются такие форматы интерактивный работы, как мини-лекция (обучающая презентация), видео-метод, демонстрация. Практическая часть представлена учебными кейсами (видео — кейсами), деловыми играми, групповыми дискуссиями и упражнениями.

В каждом обучающем мероприятии предусмотрена рабочая тетрадь, раздаточные материалы в печатном (очные формы обучения), или электронном (дистанционные формы обучения) виде. Рабочие тетради и раздаточные материалы содержат в себе описание теоретической части и практические задания для выполнения участниками в аудиторном или дистанционном форматах. Все материалы содержат список литературы, рекомендуемой к прочтению.
Пример программы тренинга
Продолжительность: 16 астрономических часов (2 дня). Тренинг можно сократить до 4-8 часов, провести в формате практикума (4 часа) или онлайн-вебинара (3 часа).

Количество участников: Не более 20 человек.

Цель тренинга: Знакомство и практическая отработка участниками базовых управленческих методов и инструментов, необходимых руководителю при осуществлении организационных изменений для самостоятельного и эффективного применения в профессиональной деятельности.
Модуль 1. Руководитель в процессе изменений.
• Введение. «Изменения даже в программе тренинга!», — или о вечности изменений.
• Что такое «управление изменениями»: понятие, исследования, основные подходы.
• Тенденции развития современного управления.
• Сущность и неизбежность изменений в современном мире.
• Виды организационных изменений.
• Роль руководителя в процессе внедрения изменений.
• Принципы управленческой работы в условиях неопределенности
• Изменения, как естественная среда жизни руководителя.
• Управляемые и неуправляемые изменения.
• Развитие управления в процессах развития компании:
— простое управление;
— управление в условиях нарастающей сложности бизнеса;
— управление, адаптированное к соответствующей сложности
бизнеса;
— управление, не соответствующее сложности бизнеса (кризис,
управления).
• Системы управленческих подходов к изменениям:
— Снизу вверх (bottom-up change)
— Сверху вниз (top-down process)
— Снизу вверх и вниз (bottom — up — bottom change)»

Модуль 2. Лидер и агент изменений.
• Деловая игра — «тренажер» на влияние и принятие ответственности за изменения в ситуации неопределенности: диагностика персонального выбора, стиля и компетенций в ситуации управления изменениями. Анализ и разбор игры. Формирование профиля персональных компетенций и дефицитов
• Лидер и Агент изменений: результаты исследования по профилю значимых различий
• Компетенции руководителя в условиях организационных изменений:
— Управленческое видение;
— Взаимодействие, сотрудничество и влияние;
— Эмоциональный интеллект;
— Мышление и решение проблем;
— Инновационность и креативность;
— Осознанность и управление собой.
• Анализ и оценка компетенций управления изменениями.

Модуль 3. Управленческое видение. Взаимодействие и сотрудничество в сложной системе. Дилемма выбора стратегий поведения.
• Определение исходных проблем и целей, анализ имеющейся информации.
• Управленческие ставки и общая система руководства.
• Решения в процессе изменений.
• Навыки расстановка приоритетов в условиях изменений.
• Инструменты работы с ожиданиями сотрудников и вышестоящего руководства.
• Кейс: «Снежный ком». Работа с решениями, которые транслируются «сверху».
• Управленческие дилеммы: достижение цели, через непопулярные решения VS отношения с сотрудниками. Этика управленческой деятельности.

Модуль 4. Управление эмоциональным состоянием руководителя. Развитие эмоционального интеллекта.
• Виды интеллекта (по Говарду Гарднеру). Понятие эмоционального интеллекта.
— Экспресс-анкетирование «Коэффициент эмоционального интеллекта».
• Возможности эмоционального осознание: развитие способности понять свои чувства и чувства других. Понять их влияние на деятельность.
• Исследование «жизненной ситуации».
• Способность к активному слушанию.
— Экспресс — анкетирование «Активный ли вы слушатель?»
• Понимание невербальной коммуникации
• Адаптация к широкому спектру эмоций.
• Исследование ГКТО «Главной темы конфликтных отношений».
• Внутренний театр руководителя. Работа с эмоциональными крайностями.
Модуль 5. Влияние в процессе изменений. Публичные коммуникации и переговоры.
• «Живые системы» в условиях изменений (интерактивная мини-лекция):
— «кривая изменений» (шок, отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие, экспериментирование, открытие, проверка, интеграция): причины сопротивления изменениям;
— типы поддержки руководителей: эмоциональная и поведенческая гибкость в отношении сотрудников, изменение в ключевых фокусах внимания и мотивации.
• Разработка разных управленческих тактик и действий в отношении разных сегментов сотрудников:
• скорость вовлеченности разных категорий сотрудников: рабочая типология;
• работа с видео-кейсами по анализу выбора и применения инструментов по отношению к разным категориям сотрудников;
• анализ персональных практик применения инструментов по отношению к разным типам сотрудников (критерий — дифференцированность).
• Убедительные послания на основе формулы Бекхарда:
— Отработка презентационный навыков при коммуникации с сотрудниками:
— Структура убедительного послания: недовольство текущей ситуацией, видение/образ будущего, первый шаг изменения
• Персональные коммуникативные техники лидера как инициатора изменений:
— приемы переговоров с сотрудником (приглашение в проект) в ориентации на концепцию эмоционального интеллекта;
— отработка навыков выступления перед коллективом с формированием Видения и Перспективы в формате сторителлинг;
— технологии проведения совещаний по информированию об изменениях, техники управления обсуждением.

Модуль 6. Влияние в процессе изменений. Недирективное управление.
• Мини-лекция «Недирективное управление и коучинговый стиль руководства в процессе изменений». Стили работы с сотрудниками на разных этапах кривой изменений.
• Отличие коучинга от других коммуникативных практик;
• Коучинговое присутствие, дистанция, положение. Базовые приемы активного слушания.
• Типология вопросов. Использование вопросов для сбора информации, выбора направления, уточнения информации. Связь вопросов с Т-моделью в коучинге
• Жизненный цикл работы сотрудника, активные фазы для помощи сотруднику посредством коучинга.
• Настройка на проведение коучинговой сессии. Технология проведения коучинговой встречи
• Инструменты руководителя для продуктивного проведения коучинговой встречи
• Пошаговая демонстрация коучинговой встречи. Разбор результатов каждого этапа.
• Работа с вопросами участников по проведенной демонстрации.

Модуль 7. Мышление руководителя: инновационность и креативность, привлечение команды.
• Мини-лекция «Критическое мышление». Развитие критического мышления и способности корректно оценивать и анализировать факты». Анализ источников информации для принятия управленческих решений.
• Групповое обсуждение «Многозадачность и умение решать сложные задачи. Суждение и принятие решений».
• Прототипирование и проектные пробы: как мы организуем разработку нового решения
• Кейс « Туман». Работа с информацией для принятия управленческого решения в условиях изменений.
• Р. Рэванс и Agile: рекомендации по управлению командами развития.
• Игра на отработку навыков. Анализ: где и какая поддержка руководителя нужна? Работа в группах.
• Анализ возможностей и ограничений компании в работе с быстрыми и эффективными изменениями: подготовка предложений по повышению мобильности и эффективности институтов.
• Развитие когнитивной гибкости и методы поиска новых решений в условиях изменений;
• Практика готовности к эксперименту. Поведение в условиях оправданного риска.
• Риски и инструменты их хеджирования.

Модуль 8. Осознанность и управление собственным эмоциональным состоянием.
• Мини-лекция «Навыки управления вниманием».
• Умение находить смысл в работе и в жизни, жизнестойкость.
• Взаимосвязь собственных планов и планов организации.
• Mindfullness в деловой среде. Ресурсирование руководителей: персональные практики восстановления сил, баланса, энергии и мотивации.
• Практики стабилизации эмоционального состояния.

Модуль 9. Подведение итогов.
• Создание проекта индивидуального плана развития управленческих компетенций при реализации организационных изменений.
• Мотивирующее завершение тренинга: Подведение итогов работы.
• Домашнее задание (по согласованию) и посттренинговое сопровождение.
Эксперт программы
  • Светлана Баронене
    Доцент НИУ ВШЭ, к.ф.н., корпоративный антрополог партнёр Тренинг-Бутика.
Консультация с экспертом